22:04 Лувр Абу-Даби | |
Как описать опыт посещения Лувра Абу-Даби? Представьте себе, что вы идете по пустыне и неожиданно набредаете на оазис с водоемом — первая мысль: а не мираж ли это? Архитектор Жан Нувель выдвинул здание музея к воде и придумал «кружевную» крышу, вдохновленную пальмовыми листьями, —лучи света проходят через купол и создают в холле настоящее световое шоу. Архитектурный аттракцион сменяется аттракционом культурным — музей, который мимикрирует под гигантов вроде Лувра или Эрмитажа, на самом деле не похож на типичный универсальный музей. Мы привыкли к географически-хронологической структуре экспозиций: вот Греческий зал, а на следующем этаже — искусство Древнего Китая. Итальянское Возрождение отдельно, османские ковры того же периода — отдельно. В Лувре Абу-Даби каждый зал отвечает за определенный исторический период, но искусство не сегментировано территориально: скульптурный портрет фараона Рамзеса II соседствуют с римскими бюстами, а средневековая французская Дева Мария с индийскими письменами. Помимо да Винчи и Ван Гога в экспозиции, которую можно не торопясь обойти за два часа, представлены Пуссен, Рубенс, Гоген, Пикассо, а также Жан-Мишель Баскиа и Марк Ротко. Часть произведений современных художников вынесена за рамки музейных залов. Дерево с зеркалами в ветвях от классика Arte povera Джузеппе Пеноне органично вписывается в подкупольное пространство благодаря использованию игры света. Кстати, похожая работа, только с камнями вместо зеркал, в прошлом году украшала двор Зимнего дворца. Неподалеку от дерева Пеноне стоят массивные каменные плиты Дженни Хольцер с выгравированными отрывками из исторических текстов: «Мукаддимы» арабского философа Ибн Хальдуна, Шумерского мифа о сотворении мира и «Опытов» Мишеля Монтеня. Если архитектура музея — это аперитив, постоянная экспозиция — основное блюдо, то временные выставки — десерт, уже «лишний», но удержаться от него невозможно. Сейчас в Лувре Абу-Даби показывают два проекта, ради которых можно смело брать билет на самолет. Первый — «Рандеву в Париже: Пикассо, Шагал, Модильяни &Co» — грамотно выстроенная история художественной жизни Парижа 10-30-х годов, воспетого Хэмингуэем. Соня Делоне, Хаим Сутин, Джорджо де Кирико, Константин Бранкузи, Тамара де Лемпицка — выставка построена таким образом, чтобы зритель наглядно увидел, что во французскую столицу съезжались бунтари со всего мира, включая Японию. Вторая «жемчужина» выставочной программы Лувра Абу-Даби в этом сезоне — выставка «Десять тысяч лет роскоши», которая объединяет 350 экспонатов из 30 стран: ювелирные украшения, мебель, дизайн, мода, произведения искусства. Проект концептуализирует самое понятие роскоши в разные эпохи: от древней Месопотамии до современности, то есть помимо условных серебряных супниц зрители увидят наряды и украшения Cartier, Christian Dior и Yves Saint Laurent. Слово «жемчужина» в описании — не журналистский штамп: один из экспонатов выставки — «Жемчужина Абу-Даби», старейшая в мире. Специалисты считают, что она образовалась 6 тысяч лет до нашей эры, а нашли ее в эмирате Абу-Даби в 2017 году. | |
|
Всего комментариев: 0 | |