В Абу-Даби практически нет достопримечательностей, попадающих в массовые шаблоны о восточных странах: государство ОАЭ образовалось в 1971, архитектурное наследия фактически отсутствует. О том, как жили обитатели пустыни, а также ловцы жемчуга из прибрежных деревушек можно увидеть в этнографическом комплексе Heritage Village. Однако серьезно настроенным туристам будет скучно — у экспонатов даже нет приличных экспликаций. Во многом потому, что до 70-х годов жители толком не фиксировали письменно даже дату рождения. Искусству каллиграфии современные эмиратские мастера едут учиться в Турцию, возможно, поэтому ко двору пришелся Покрас Лампас, чьи холсты успешно продает дубайское отделение галерейной сети Opera.
Отсутствие исторических памятников в Абу-Даби компенсируют мегаломанским «новоделом»: мечетью Шейха Зайеда и Президентским дворцом Qasr Al Watan — эти циклопических размеров роскошные сооружения оттеняют стерильные «белые кубы» арт-пространств и минимализм небоскребов. В проектировании мечети принимал участие сам шейх, вдохновлявшийся Тадж-Махалом. Чтобы попасть туда придется сначала прогуляться через макдональдс и торговый центр, затем пройти досмотр уровня международного аэропорта и по травалатору подняться к самой мечети. Впечатление она производит не меньшее, чем Лувр Абу-Даби, хотя и является полной противоположностью: белые колонны инкрустированы цветами из полудрагоценных камней, всюду узоры и резьба. Не говоря уже о самом большом ковре в мире, созданном иранским художником — убранство храма собирали со всего арабского мира по нитке. Невероятная люстра, похожая на элемент космического корабля, совсем недавно тоже была «самой-самой», но ее обогнал на повороте светильник из одного отеля Лас-Вегаса. Кстати, неподалеку от Мечети Шейха Зайеда находится Мост Шейха Зайеда — футуристическая конструкция от бюро Захи Хадид. Абу-Даби — город контрастов.
Президентский дворец Qasr Al Watan построили для встреч на высшем уровня и официальных приемов, для посетителей этот символ восточной роскоши открыли только этой весной. Дворцовый комплекс столь огромен, что для перемещения по нему используют автобус. Интерьеры напоминают дворцы турецких султанов, но с реверансом современности, например, в одном из залов традиционный узоры отражаются в 4 зеркальных арт-объектах кубической формы. Еще одно произведение «актуального» искусства — китчевая позолоченная инсталляция, которая представляет собой каллиграфию, свернутую в форме яйца. В искусном узоре арабской вязи спрятаны слова Шейха Зайеда: «Богатство — это не деньги и нефть. Богатство — в людях. Богатство бесполезно, если не предназначено для служения людям».
|